История MX-5

июнь 2009
mx5club.ru

История создания родстера уходит корнями в конец 70-х годов. Известный автомобильный журналист Motor Trend — Боб Холл, знаток японских автомобилей, встречался с руководителями отдела разработок Mazda — они спросили: «Какой, по-вашему мнению, тип автомобиля стоит разработать Мазде?»

Я считаю, что сейчас уже не существует классических британских спортивных авто, с песком на зубах и ветром в шевелюре. И кто-то должен сделать такой простой и недорогой родстер.

Боб Холл
Lotus Elan 66-го года

В 80-х годах началась работа по проектированию. Над дизайном автомобиля работали в Токио и Калифорнии. Предлагались как переднеприводные, так и заднеприводные компоновки. В итоге был выбран проект Duo 101, который был похож на английский Lotus Elan. Прототип имел кузов из фиброволокна и приводился в движение 1.4 литровым мотором от Mazda Familia.

В 85-м году в окресностях Санта-Барбары прототип проходил дорожные тесты и получил положительные отзывы. В 89-м году было выбрано название автомобиля: MX-5 (сокращение от «Mazda Experiment», проект №5). Автомобиль был готов пойти в производство. И это был настоящий, лёгкий спортивный автомобиль — масса составляла всего 940 кг.

Автомобиль легкий и компактный. 2-х местный кокпит должен быть удобным для достаточно рослых людей. Мотор спереди в пределах колёсной базы, привод задный. Развесовка по осям — 50:50. Многорычажная подвеска для максимального сцепления с дорогой и управляемости. Прекрасная связь между мотором и колесами.

Это были 5 базовых правил, которые легли в основу философии родстера и которыми руководствовались инженеры при разработке. Эта философия получила название «Jinba ittai» (人馬一体), что переводится как «Гармония наездника и лошади».

Первое поколение (NA)

Первая MX-5 была представлена на Чикагском автосалоне 10 февраля 1989 года. Машина оценивалась в $14,000. К 90-му году продажи стартовали в Канаде и Японии и Европе. Спрос на родстер превысил ожидания, так как машина получила много хороших отзывов в прессе. Интересно, что на японском рынке Mazda MX-5 продавалась как Eunos Roadster.

Второе поколение (NB)

В 1998 году Mazda выпустила второе поколения MX-5. Появились более мощные моторы, а во внешности машины были стилистические решения от первой RX-7, но пропали «слепые» фары. Цена на машину в Штатах начиналась от $19,770. Была и заряженная модификация Mazdaspeed с 178-ми сильным турбированным мотором.

Третье поколение (NC)

Производство 3-го поколения MX-5, с индекстом NC, началось в мае 2005 года. Внешность изменилась, появились новые моторы 1.8 и 2.0 литра. И появилась версия со складной жёсткой крышей, именуемое как «Roadster Power Retractable Hard Top». В 2008 году родстер сделал «подтяжку лица», стал чуть более злобныйм и «улыбчивым».

Модификация Мотор Момент, Нм Вес, кг Разгон 0−100 км/ч, с
NA (1989−1994) 1.6, 115 л.с. 135@5500 955 9.4
NA (1994−1998) 1.8, 130 л.с. 152@5000 990 8.2
NB (1998−2005) 1.6, 125 л.с. 142@5000 1035 9.7
NB (1998−2005) 1.8, 140 л.с. 162@4500 1065 8.4
NC (2005−н.в.) 1.8, 126 л.с. 167@4500 1155 9.9
NC (2005−н.в.) 2.0, 160 л.с. 188@5000 1173 7.9

Мазда MX-5 стала настоящей иконой за время своего существования. И что важно — популярной иконой. Уже в 1992 году, через 3 года после начала продаж, было выпущено 250 тысяч родстеров, полмиллиона в 1999 году и более миллиона в 2010. За 20 лет продаж машина MX-5 попала в Книгу рекордов Гиннеса, как «самый продаваемый родстер всех времён и народов». И это здорово!